Отправить письмо
 

Лечебная физкультура на первом году жизни для здоровых недоношенных детей

На первом году жизни ребёнка происходит становление его психомоторного развития. В первые недели движения ребёнка беспорядочные, несогласованные. До 3-4-месячного возраста тонус мышц-сгибателей рук и ног повышен, в связи с чем руки и ноги ребёнка согнуты в суставах. Постепенно движения совер­шенствуются. Вначале появляются координированные движения головы, плечевого пояса, рук, затем движения в горизонтальном положении в виде поворота на бок, на живот, на спину, ползание. Одновременно идёт развитие хватания, опоры рук, ног, сидения, стояния и ходьбы. Движения способствуют укреплению опорно­двигательного аппарата. Без движений нет нормального разви­тия ребёнка.
На каждом возрастном этапе применяют те упражнения, к которым в данном возрасте нервно-мышечный аппарат ребёнка подготовлен.

Приводим примерные комплексы лечебной гимнастики, разра­ботанные с учётом возрастных особенностей развития ребёнка.

Комплекс № 1

Возраст ребёнка - 2-3 нед. или первые 2-4 дня на втором месяце жизни. Продолжительность занятий - 6-8 мин. Каждое упражнение повторяют 3-4 раза.

1. Дыхательное упражнение. Ритмичные надавливания на спину ребёнка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
2. Дыхательное упражнение. Ритмичные надавливания на грудную клетку, её передние и боковые поверхности, обходя грудину.
3. Дыхательное упражнение. Ритмичные надавливания на грудную клетку, её боковую и заднюю поверхности в положении на левом и правом боку поочередно.
4. Дыхательное упражнение. Исходное положение (и. п.) ­ - лёжа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребёнка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки (выдох).
5. Упражнение для стоп (рефлекторное). Штриховое раздра­жение наружного края стопы от мизинца к пятке большими паль­цами взрослого вызывает отведение стопы кнаружи и нередко веерообразное разведение всех пальцев.
6. Упражнение для стоп (рефлекторное). Указательным и средним пальцами взрослый захватывает ступни ребёнка, а боль­шим пальцем нажимает на ступню ребёнка у основания пальцев. Это вызывает сгибание пальцев стопы. Затем штриховым движе­нием большой палец взрослого направляют по внутреннему краю стопы ребёнка к пятке и по наружному краю к мизинцу. Проис­ходит разгибание стопы.
7. Выкладывание на живот. Ребёнок, как правило, поворачи­вает голову в сторону. Выкладывание на живот рекомендуется проводить перед каждым дневным кормлением, начиная с 30 с до 15 минут.
8. Дыхательные упражнения. Повторить упражнения 1, 2.

Комплекс № 2

Возраст ребёнка - от 1 до 2 мес. Продолжительность заня­тий - 8-10 мин. Каждое упражнение повторить 3-4 раза.

1. Дыхательное упражнение. Методика их проведения та же, что и в комплексе № 1 (см. упражнения 1, 2).
2. Дыхательное упражнение. И. п. - лёжа на боку (пооче­редно левом и правом). Взрослый левой рукой придерживает ребёнка, а правой захватывает его согнутую руку (за локоть), поднимает её кверху (вдох). Затем прижимает её обеими руками к груди и животу ребёнка (выдох).
3. Массаж рук (поглаживание). Большой палец левой руки взрослый вкладывает в правую руку ребёнка, слегка придержи­вая её остальными пальцами; правой рукой поглаживает внут­реннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.
4. Упражнение для рук (рефлекторное). И. п. - лёжа на спине, ногами к взрослому. Большими пальцами обеих рук взрос­лого мягко надавить на ладонную поверхность кистей обеих рук ребёнка. При этом происходит сгибание головы, иногда и верхней части туловища.
5. Массаж ног. Поглаживание наружной и задней поверхнос­ти голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.
6. Упражнения для стоп. Провести упражнения 5 и 6 из комплекса № 1, перейти к поглаживанию большими пальцами рук взрослого тыльной поверхности стоп ребёнка, поддерживая их 2-3 пальцами обеих рук за пятки. Поглаживания по направ­лению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.
7. Массаж живота. Круговое (по часовой стрелке) поглажи­вание живота ладонью взрослого, максимально разогнув пальцы кверху; не поглаживать область печени (правое подре­берье).
8. Рефлекс опоры и выпрямления. Взрослый поддерживает ребёнка под мышки лицом к себе, стопы ребёнка опираются о стол. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ребёнка с поверхностью стола происходит их разгибание.
9. Рефлекс шаговый. Вызывать шаговый рефлекс, направляя движения ребёнка к себе.
10. Дыхательное упражнение (см. комплекс № 1, упр. 4).
11. Массаж спины. Поглаживание по направлению от головы к ягодицам - ладонью (не поглаживать поясничную область) и от ягодиц к голове (легко) тыльной стороной кисти руки.
12. Массаж грудной клетки. Поглаживание пальцами по межрёберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

 

Назад

 
© 2010 Ортопедический центр "Приморский"
г. Санкт-Петербург, пр. Коломяжский, 26,
Тел. (812) 648-55-88 nfo@standart-orto.ru
Создание сайта - Vitrum-Media